4 заметки с тегом

1903

cover

Екатерининская, 9

Дом братьев Лантье представляет собой один из лучших примеров югендстиля в Одессе и несет в себе ряд прогрессивных для своего времени строительных приемов, являясь одним из оригинальнейших дореволюционных зданий в городе.

Тип здания: многофункциональное здание, торговое сооружение, доходный дом

Стиль: югендстиль, эклектика, неоготика

Архитекторы:

  • Г. И. Торичелли
  • К. И. Даллаква (строительство)
  • Г. К. Шеврембрандт (реконструкция и перестройка)

Дата строительства:

  • 1840-1843 (строительство)
  • 1903 (реконструкция и перестройка)

Статус: памятник архитектуры местного значения

Предыдущая застройка участка: секция торговых рядов Пале-Рояль

Лицевой фасад

Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Общий вид

В конце 1830-х годов была начата масштабная реконструкция театральной площади с целью улучшения архитектурного окружения городского театра и уменьшения размеров самой площади, поскольку ее огромный, почти не застроенный участок своими размерами подавлял скромное театральное здание. В связи с этим по трем сторонам внутреннего периметра площади была выделена неширокая полоса земли, которая была разбита на участки и роздана купцам. В 1840 году по проекту архитекторов Г. И. Торичелли и К. И. Даллаква было начато строительство лавок, продолжавшееся около трех лет.

Здания сформировали достаточно интересный ансамбль. Фасады лавок, обращенные к улицам Екатерининской и Ланжероновской, решались в виде непрерывной ордерной аркады. Это П-образное каре лавок получило название Пале-Рояль, хотя с помпезным дворцом французского кардинала Ришелье оно не имело никакого сходства. Впрочем, как часто бывало в Одессе, даже отдаленных ассоциаций было достаточно.

Общий вид Общий вид

К концу XIX века ансамбль был частично разрушен или перестроен, на месте лавок одно за другим начали вырастать громоздкие разномасштабные здания. Сохранился лишь уютный внутренний сад с фонтаном, появившимся здесь еще в 1848 году.

Во времена реконструкции секций Пале-Рояля, лучшие его участки выходили в сторону улицы Екатерининской и были разделены между пятью владельцами — А. Старковым, Снитковским (секция по Екатерининской перестроена с утратой аутентичности), М. Кестнером, Ф. Родоканаки и братьями Лантье. Что касается последних, то представители семьи Лантье вошли в историю Одессы как одни из крупнейших торговцев одеждой собственного пошива. Согласно адресным книгам конца XIX века в Пале-Рояле в тот период проживало несколько представителей этой фамилии.

Изображение фасада одежного магазина Лантье сохранилось на одной из реклам фирмы рубежа XIX-XX веков, а сам магазин в то время являлся одним из наиболее презентабельных в центре города.

Магазин братьев Лантье

Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Изображение фасада одежного магазина Лантье на одной из реклам фирмы рубежа XIX-XX веков

Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Реклама магазина братьев Лантье рубежа XIX-XX веков

Владельцы магазина, братья Юлий Людвигович и Луи Людвигович Лантье были тесно связаны с Французским благотворительным Обществом. Для Общества представители семьи Лантье играли далеко не последнюю роль. Юлий Людвигович являлся казначеем Общества, Луи Людвигович — секретарем.

Мастерская братьев Лантье занимала одно из помещений секции, где располагался их магазин. Третий брат, Август Людвигович, упоминается в справочниках за 1907 и 1910 годы как мужской портной и располагает собственной мастерской по тому же адресу. Согласно справочной периодике за 1913 год, он проживал неподалеку, в доме на Екатерининской, 8 и являлся попечителем римско-католической приходской церкви.

В том же доме в этот период числился и сын (согласно инициалам) Августа Людвиговича, Жан Августович Лантье. С 1907 года в доме № 8 он держал ателье дамских шляп, которое с 1913 года стало именоваться «модной мастерской». Возвращаясь к Луи Людвиговичу, стоит упомянуть, что в 1911 году он переехал в дом в переулке Чайковского, 16, где (вероятно с 1903 года) располагался магазин женских нарядов, принадлежавший его жене.

В 1903 году в Одессе проживал так же некий П. Лантье, в то время — секретарь Французского благотворительного Общества. Относился ли он к описываемой династии и занимался ли пошивом одежды — неизвестно.

В начале XX века фирма братьев Лантье находилась на пике своего расцвета. Секция Пале-Рояля, где размещались ее мастерские, и магазин к тому времени перестала соответствовать функциональным потребностям растущего производства, потребовалось также и значительное увеличение торговых площадей самого магазина. Заказ на реконструкцию секции братьев Лантье получил выдающийся немецкий архитектор Герман Карлович Шеврембрандт, строивший в Одессе относительно немного, однако оставивший в городской застройке ряд настоящих архитектурных шедевров.

Автор утвержденного к реализации конкурсного проекта одесской лютеранской Кирхи св. Павла (1895-1897) впоследствии создал несколько изысканных особняков и жилых домов, практиковал реконструкции более ранних по периоду зданий, возвел такие выдающиеся архитектурные жемчужины как картинная галерея М. М. Толстого на Сабанеевом мосту и завод по производству печей В. Я. Мюльнера на улице Мечникова, составил конкурсные проекты зданий Земской управы и театра Сибирякова.

Все реализованные постройки Шеврембрандта неизменно несут в себе изящество, выразительность и элегантность облика, великолепную проработку мелких деталей и виртуозную пластику крупных форм, что в особенности отразилось в его поздних работах, в немалой степени вдохновленных ранним модерном и немецким югендстилем. Именно на принципах югендстиля (точнее его ранней разновидности) и основывался проект нового дома братьев Лантье.

В 1900 году Шеврембрандт завершил для  П. Родоканаки реконструкцию секции,которая располагается на соседнем участке №7. Она является самой крупной из секций Пале-Рояля, выходящих фасадами на Екатерининскую, Вероятно именно по рекомендации Родоканаки, архитектор в дальнейшем получил сразу два заказа на реконструкцию соседних секций Лантье (№ 9) и Снитковского (№ 11). Оба были реализованы к 1903 году и, в отличие от секции Родоканаки здания проектировались и строились практически с нуля.

К нынешним временам дом Снитковского почти полностью утратил свой первоначальный облик, а после реконструкции сооружения под банковские офисы в первой половине 2000-х годов, арка прохода с Екатерининской в сад Пале-Рояля осталась единственным аутентичным элементом здания. О внутреннем убранстве и говорить не приходится.

Дом братьев Лантье — напротив, сохранил не только уникальную отделку фасадов, но и многие элементы внутреннего убранства.

Смета оказалась достаточно дорогой, поскольку в доме был реализован ряд прогрессивных строительных технологий того времени. В противовес большинству одесских зданий, основным строительным материалом здесь выступал кирпич (вместо традиционного известняка-ракушечника), а верхние балки оконных проемов изготавливались с использованием бетона, что позволило заметно увеличить размеры самих окон. Бетон был использован также как элемент штукатурки, и из него отливалась часть лепного декора.

Старые, обветшавшие стены секции перед строительством были практически полностью разобраны, а фундамент уложен заново и дополнительно укреплен. Результат подобного подхода к строительству и сегодня очевиден — добротное, крепкое здание способно простоять без капитальных ремонтов еще очень долго.

Дом братьев Лантье располагается на участке шириной в шесть оконных осей. Третью от левого края ось занимают массивный эркер и портал под ним, объединяющий входы в подъезд и на лестницу черного хода. Таким образом, фасад дома композиционно асимметричен, поскольку ширина фасадных плоскостей по сторонам от эркера разнится по количеству осей. Обратный фасад дома, выходящий в сад Пале-Рояля, наоборот, подчинен строгой симметрии и выглядит значительно менее живописно ввиду более скромного оформления.

Главный фасад отличается ярко выраженной динамикой вертикалей, благодаря тому, что каждая оконная ось представляет собой раскрепованное углубление, вместе с остальными образующее ритмичную стилизованную аркаду.

Отделка лицевого фасада

Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Окна третьего и четвертого этажей

Окно второго этажа Окно третьего этажа

В целом декоративное оформление фасадной плоскости очень сдержано, скульптурные изыски практически отсутствуют, за исключением геральдических медальонов под фризом здания, на осях простенков.

Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Медальон и фрагмент фриза

Основные детали весьма крупномасштабны и выполнены очень пластично, свойственно раннему модерну, несмотря на ренессансные в целом принципы декорирования. Консоли, поддерживающие балконы третьего и четвертого этажей, плавно перетекают в плоскости простенков. Ограждения самих балконов эклектичны, исполнены с большим мастерством и органично сочетаются с декоративными ограждениями в нижних частях окон, которые устанавливались для поддержки лотков с цветами.

Балконы лицевого фасада

Общий вид одного из балконов Фрагмент ограждения Балконная консоль

Самые крупные проемы занимают первые два этажа здания, проектировавшиеся под торговые помещения, широкие окна второго этажа имеют строгую лучковую форму и украшены простыми замковыми камнями. Фасад здания завершается массивным фризом с глубокими полукруглыми машикулями.

Эркер оформлен пышнее и общий его стиль достаточно контрастен со стилем остального фасада. Здесь практически нет крупномасштабных элементов, фронтальная плоскость украшена филенками, что придает эркеру некоторую дробность.

Эркер

Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Общий вид снизу вверх

Эркер на фото Владимира Георгиевича Никитенко, 1970-е годы Эркер на фото Владимира Георгиевича Никитенко, 1970-е годы
Нижняя часть эркера, окно лестничной клетки и филенки Консоль

Над верхним окном лестничной клетки Шеврембрандт разместил филенку с датой возведения дома — «1903», над которой привлекает внимание относительно небольшой сандрик в виде классического треугольного фронтона.

Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Филенка с датой строительства и сандрик над ней

Пышности верхней части эркера дополнительно придают антропоморфные вставки-маскароны, вертикально вытянутых, гротескных очертаний, позаимствованные из немецкой готики и архитектуры национального романтизма, весьма популярной в Германии на протяжении всего XIX века. Впоследствии ее отдельные черты можно было встретить и в югендстиле, что на примере дома братьев Лантье выглядит достаточно иллюстративно. Непосредственно под маскаронами размещаются небольшие прямоугольные лепные вставки растительного характера, свойственные для модерна декоративной и орнаментальной разновидностей.

Декоративное оформление верхней части эркера Маскарон Орнаментальная вставка

Эркер увенчан невысоким шатром, а его нижняя часть плавно окаймляет глубокий портал, в котором расположено два входа в дом.

Портал

Общий вид Общий вид Общий вид

По сторонам от арки портала сохранились две мраморных доски. Доска, расположенная справа, указывает на владельцев дома («Домъ братьевъ Л. и Ю. Лантье»), левосторонняя является рекламной доской архитектора и подрядчика («Постр. Архитектор Г. К. Шеврембрандтъ. Подрядн. Работы исполн. Артель Десятниковъ»).

Аутентичные мраморные доски

Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

«Домъ братьевъ Л. и Ю. Лантье»

Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

«Постр. Архитектор Г. К. Шеврембрандтъ. Подрядн. Работы исполн. Артель Десятниковъ»

Входные двери ныне утрачены и заменены монолитными металлическими. Проемные решетки со старых дверей, тем не менее, сохранены и приварены к поверхности новых. Сохранены так же и оригинальные полукруглые фрамуги с решетками.

Элементы оригинальных входных дверей

Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Проемная решетка

Фрамуга над дверью подъезда Фрамуга над дверью черного хода

Прежде чем зайти в дом, стоит обратить внимание на гротескный маскарон, плавно огибающий нижнюю часть эркера и композиционно трактованный как замковый камень портала и большую геральдическую филенку между входами, где мог размещаться герб Лантье.

Элементы оформления портала

Маскарон Маскарон Маскарон
Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Геральдическая филенка

Планировка дома по настоящему уникальна и в Одессе аналогов не имеет. Лестничные клетки подъезда и черного хода размещены на поперечной оси здания (ось перпендикулярна красной линии), причем последняя расположена именно в эркере (!) и освещается его окнами. Для дореволюционной Одессы это очень нетипично и дома, чьи лестницы освещаются лицевыми окнами в городе практически не встречаются (как правило, подъезды получали освещение со стороны дворов или посредством остекленных фонарей). Подобный планировочный принцип нашел более или менее широкое применение уже в эпоху конструктивизма и подъезды ряда домов того периода оборудованы световыми окнами со стороны лицевых фасадов. Таким образом, вывод о том, что Шеврембрандт действительно опередил свое время, вполне оправдан.

Из двух входов, объединенных порталом, левосторонний ведет на вышеупомянутую лестницу черного хода, а правосторонний — соответственно в подъезд. Лестничная клетка подъезда относительно бюджетна по отделке. Здесь нет мрамора и художественной ковки. Ступени и площадки выполнены из простой, лишенной орнаментальных вставок, но добротной и качественной бетоно-мозаики. Перила не менее лаконичны и состоят их простейших стоек-прутьев, каковые нередко можно встретить в домах первой половины и середины XIX века. Вполне вероятно, что перила эти остались от предыдущего строения, поскольку в годы постройки дома подобные уже не изготавливались. Сама лестничная клетка имеет в плане полуэллиптическую форму, скругления которой огибаются пролетами лестницы.

Подъезд

Входной пролет лестницы со стороны входа с улицы Ступени
Перила Фрагмент поручня
Лестничная клетка, вид сверху вниз Лестничная клетка, вид сверху вниз Лестничная клетка, вид снизу вверх
Одна из оригинальных квартирных дверей Деталь двери

Антресольный этаж сообщается с квартирами верхнего этажа и лестницей черного хода. Выхода на лестницу подъезда его помещения не имеют, однако оттуда можно попасть на балкон-террасу под потолком подъезда, периметрально огибающий его объем.

Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Вид с лестницы на балкон-террасу антресольного этажа

В потолке подъезда оборудован остекленный световой фонарь, сохранивший аутентичный переплет.

Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Световой фонарь

Лестничная клетка черного хода несколько разнится по планировке с подъездом и целиком занимает внутреннее пространство эркера. В плане она представляет собой прямоугольник, чьи короткие стороны заменены полудугами. Перила бюджетной эклектической модели, установленные здесь, можно часто встретить на лестницах черных ходов многих домов Одессы рубежа XIX-XX в.в.

Черный ход в эркере

Лестничная клетка Лестничная клетка Лестничная клетка
Перила Перила Завиток поручня
Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Фрагмент лестницы

Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Дверь жилых помещений

Со стороны сада Пале-Рояль предусматривались еще два торговых помещения, что доводило количество магазинов в доме до четырех.

Тыльный фасад здания значительно сдержаннее лицевого. Главными его украшениями служат великолепные ограждения балконов (в том числе выполненные в неоготическом ключе) и эффектные мансардные люкарны. Последние в немалой степени обогащают силуэт дома и, органично сочетаясь с люкарнами соседнего дома Родоканаки, создают гармоничную взаимосвязь двух зданий.

Фасад со стороны сада Пале-Рояль

Общий вид Общий вид Общий вид
Балкон третьего этажа Фрагмент балконного ограждения Деталь балконного ограждения
Екатерининская, 9. Секция торговых рядов Пале-Рояль, дом братьев Лантье. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Фрагмент неоготического балконного ограждения второго этажа

Держатель цветочного лотка (второй этаж) Держатель цветочного лотка (второй этаж), деталь Держатель цветочного лотка (третий этаж)

Все без исключения окна тыльного фасада имеют проемы лучковой формы, и, в зависимости от этажа — разные наличники.

Оформление окон со стороны сада Пале-Рояль

Окно второго этажа Окно третьего этажа Окно четвертого этажа

Помимо оригинальных ограждений балконов, до наших дней неплохо сохранились и ограждения полуподвальных приямков (со стороны Екатерининской заменены упрощенными по дизайну новоделами).

Оригинальные ограждения полуподвальных приямков

Одна из секций Пика

Согласно справочникам и рекламе 1900-х годов, коммерческая деятельность в стенах дома велась не только братьями Лантье. Кроме большого одежного магазина семьи Лантье, здесь располагалась бакалейная лавка Е. И. Ульриха, а согласно сведеньям за 1907 год в доме принимали инженер Владимир Петрович Голубин и глазной врач Соломон Эмануилович Глазман. Послереволюционная часть истории дома совершенно непримечательна, незадолго до Великой Отечественной войны здание подверглось перепланировке и «уплотнению». Помещения бывшей швейной мастерской, занимавшей третий этаж сооружения, были перестроены в очередную коммунальную квартиру. Торговые помещения первого и второго этажей, напротив — никогда не меняли своей функции.

В целом, являясь интересным образцом раннего модерна в Российской империи и достойным примером югендстиля за пределами его исторической родины, дом братьев Лантье вот уже более столетия остается одним из самых необычных зданий Одессы. В то время как большинство домов города, так или иначе, имели общие черты, начиная от компоновки, планировки, подхода к строительству и заканчивая художественно-стилистическими элементами, Шеврембрандт сумел спроектировать здание, которое сегодня невозможно с чем-либо сопоставить. Дом братьев Лантье, без преувеличения, неповторим и уникален.

Использованная литература и архивы

  • «Зодчие Одессы». В. Пилявский
  • «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие». В. Пилявский
  • «Архитектура Одессы. Стиль и время». В. Пилявский
  • «Одесса. Архитектурно-исторический очерк». В. И. Тимофеенко
  • Одеса. Будинок братів Л. і. Ю. Лантьє 1903 р.

Авторы

Благодаря высокому ступенчатому фронтону, заметному издалека, здание является одним из самых значимых градостроительных элементов перекрестка. На уровне последнего этажа сохранилась великолепная мозаика с изображение богини Фортуны, которая многими поколениями одесситов неизменно отождествляется с Екатериной Великой.

Тип здания: доходный дом
Стиль: североевропейский ренессанс, модерн, эклектика
Архитектор: В. М. Кабиольский
Дата строительства: 1901-1903
Статус: памятник архитектуры местного значения

Главный фасад

Мозаичное панно на фасаде

Подъезд дворового крыла

Перила в подъезде со стороны улицы

Статья находится на стадии наполнения.

 

Авторы

cover black

Маразлиевская, 2

На углу улицы Маразлиевской и переулка Нахимова возвышается настоящее произведение искусства раннего по периоду и зрелого по содержанию модерна, созданное одним из лучших архитекторов-модернистов Одессы — Моисеем Исаковичем Линецким в соавторстве с Самуилом Савельевичем Гальперсоном. Доходный дом Луцкого не был единственным плодом их сотрудничества, однако стал его вершиной.

Тип здания: доходный дом
Стиль: орнаментальный модерн
Архитекторы: М. И. Линецкий, С. С. Гальперсон
Дата строительства: 1902-1903
Статус: памятник истории и архитектуры местного значения

Фасады

Общий вид угла

Фасад по Маразлиевской Фасад по переулку Нахимова

В начале XX века участок на Маразлиевской стоил очень недёшево, потому улица застраивалась лишь наиболее состоятельными людьми города. Соседство каждого из вновь возводимых зданий Маразлиевской с изысканными соседними особняками и доходными домами так или иначе диктовало размах и эстетический уровень нового дома.

В 1902-1903 годах на участке под номером 2 вырос настоящий шедевр орнаментального модерна — стиля в те времена модного и дорогого при проектировании. В год начала его строительства новый стиль только делал первые шаги. Ранние модерновые дома датируются тем же периодом. Интересно, что дом Вольфа на углу Кузнечной и Успенской улиц, построенный архитекторами В. А. Домбровским и Я. М. Пономаренко, имеет очень схожие с домом Луцкого очертания силуэта, пропорции, формы и стиль декорирования, словно оба дома строил один архитектор. Не возникает сомнения в том, что между архитекторами существовал некий обмен опытом.

Исторические фотографии дома

Фотография из альбома начала XX века Фотография из путеводителя начала XX века
Фрагменты фасадов здания на фото Владимира Георгиевича Никитенко, 70-е годы Фрагменты фасадов здания на фото Владимира Георгиевича Никитенко, 70-е годы

Автору проекта М. И. Линецкому достался под застройку участок на углу Маразлиевской и нынешнего переулка Нахимова. Согласно справочнику «Вся Одесса» за 1903-й год, дом построен на месте участков А. Фальц-Фейна и П. Маврокордато. В реестре памятников культурного наследия дом по адресу Маразлиевская, 2 значится как доходный дом М. Д. Луцкого.

Впоследствии здание меняло владельцев как минимум два раза. В 1908 году дом приобретает некий О. В. фон Бессер, а, согласно справочнику «Вся торгово-промышленная Одесса» за 1914-й год, дом числится уже за Г. Е. Фукельманом. Луцкий упоминается в справочнике «Вся Одесса» за 1903-й год в разделе «Архитектура», но там были собраны люди разных профессий, связанных с проектированием и строительством, поэтому установить подробности по справочнику не представляется возможным.

Чертеж здания

Развертка всех лицевых фасадных плоскостей с учетом утраченных элементов

По словам Татьяны Заярной, автора статьи «Вдоль по Маразлиевской...», «...здесь располагались „отделение Дворянского и Крестьянского банков, помещающееся в доме Маразли, расположенном в Барятинском переулке, фасадом на Маразлиевскую. Крестьянский поземельный банк позже переехал в специально выстроенное для него здание на Маразлиевской, 34-а, а Дворянский банк работал в этом доме вплоть до революции».

Несмотря на то, что рассматриваемый дом выполнен в «чистом» модерне, отголоски эклектической архитектуры всё же присутствуют, хоть и в незначительной мере. К таковым можно отнести формы оконных проёмов, лестничные перила, наличники окон первого этажа, вазы (позаимствованные из эпохи барокко, некогда венчавшие аттик дома, а ныне — утраченные), резные оконные рамы и отделка дворовых фасадов. Однако, вышеперечисленные детали попросту тонут в пышном модерновом декоре фасадов дома.

Помимо ваз, дом с течением времени утратил и несколько по-настоящему значимых элементов. Угловая часть здания некогда венчалась массивным аттиком-постаментом, служившим основанием для скульптуры лежащего льва. Фланкирующие угловую часть пилоны были изысканно и обильно декорированы, оканчиваясь большими скульптурами орлов. Маскароны последнего этажа со стороны Маразлиевской утрачены все до единого, но сохранены со стороны переулка Нахимова. Большая часть балконов лишилась каменных стоек ограждений, однако, по большей части, кованые элементы сохранила. На углу, на первом этаже, находилось торговое помещение и дом имел соответствующее решение фасада в том месте, но сейчас оно закрыто пристройкой или уничтожено.

Ограждения балконов

Балкон четвертого этажа угловой части дома Балкон четвертого этажа угловой части дома, центральная секция Секции балкона третьего этажа угловой части дома Балкон по переулку Нахимова, в основном сохранивший оригинальные ограждения Эклектическое ограждение балкона второго этажа в переулке Нахимова (вероятно, изготовлено раньше и перенесено сюда из другого дома)

Дом Луцкого в плане имеет прямоугольную, вытянутую вдоль переулка Нахимова форму, с большим внутренним двором и срезанным углом на пересечении улиц. В отличие от дома на Кузнечной, 54, крылья здесь сходятся под классическим прямым углом. В общих чертах оба фасада по красным линиям улиц декорированы идентично, однако различия имеются. Вход в квартиры, расположенные в крыле по Маразлиевской, оборудован непосредственно с улицы и должным образом оформлен. Углы портала имеют небольшой наклон по направлению к центральной оси, а над великолепной оригинальной дверью расположен пышный картуш с вензелем. Картуш мастерски прорисован пластическими линиями модерна и дополнен сверху симметричными крыльями. Вертикальная ось портала акцентирована открытым эркером-балконом, фланкированым обычными балконами на третьем и четвертом этажах.

Вход в подъезд по Маразлиевской

Портал, общий вид Портал, общий вид Картуш над порталом

Дверь подъезда

Фрамуга Деталь фрамуги Деталь нижней части створки Фрагмент створки двери до реставрации

Эркер над порталом

Вид снизу вверх Каменная секция ограждений Проёмы профиля

Стены первого этажа обработаны ленточным рустом, состоящим из двух широких профилей.

Отделка первого этажа

Фрагмент стены фасада по переулку Нахимова Фрагмент стены фасада по переулку Нахимова Каннелюры Каннелюры Деталь оригинального оконного переплёта

На втором этаже руст становится более классическим и строгим, проёмы окон имеют скругленные верхние углы и замковые камни с лепными орнаментами растительных мотивов.

Отделка второго этажа

Окна и руст Замковый камень

Окна третьего этажа увенчаны крупными сандриками, часть которых дополнена маскаронами. Вертикальный оконный ритм подчёркивается в простенках пилястрами плавных криволинейных очертаний с использованием орнамента Обриста. Окна последнего, четвертого этажа, орнаментированы наиболее пышно. Над каждым из них размещались маскароны, исполненные отчасти в «египетской» стилистике и изображавшие лица различных типажей и возрастов. Как уже говорилось выше, со стороны Маразлиевской не сохранилось ни одного из них.

Отделка верхних этажей

Фрагмент фасада по переулку Нахимова Фрагмент фасада по Маразлиевской

Декоративные элементы третьего этажа

Сандрик с маскароном Кронштейн сандрика Кронштейн сандрика Окна со сдвоенным сандриком Сдвоенный сандрик

Декоративные элементы четвертого этажа

Окна (по Маразлиевской) Лепной венчающий элемент Подоконный элемент

Маскароны четвертого этажа

Общий вид композиционного сочетания окон и маскаронов Маскарон Маскарон

Фасад по переулку Нахимова более протяженный, чем фасад по Маразлиевской (14 оконных осей против 9 соответственно). Симметрично по центру (если не брать во внимание крайнюю оконную ось, примыкающую к угловой части здания) расположена арка проезда во двор, а ось на которую она приходится, выделена ризалитом, плавно сужающимся кверху. Аналогичный ризалит расположен и со стороны Маразлиевской (играет исключительно композиционную роль). Оба ризалита декорированы растительными венчающими элементами в нишах, над окнами четвёртого этажа.

Ризалиты

Ризалит по переулку Нахимова, над аркой проезда Арка проезда, устроенная в ризалите Окна ризалита третьего (справа) и четвертого этажей по Маразлиевской

Венчающие элементы

Верхняя часть ризалита по Маразлиевской Верхняя часть ризалита по Маразлиевской Венчающий элемент по Маразлиевской Фрагмент венчающего элемента по Маразлиевской Венчающий элемент по переулку Нахимова

Стоит упомянуть ещё одну интересную деталь оформления фасада на четвёртом этаже — орнаментальный пояс, протянутый по простенкам через весь фасад, кроме угловой его части.

Орнамент на простенках

Угловая часть фасада является наиболее значимым, доминантным элементом дома, что подчеркивается пилонами по сторонам и огромным маскароном в её центральной части, над окнами четвертого этажа. Маскарон интересен не столько своими габаритами (вероятно он — крупнейший в городе), сколько декорированием. Скрученная в причудливый узор веревка на его шее уже не одно десятилетие заставляет одесских краеведов и искусствоведов ломать голову над смыслом её здесь присутствия. Интересен тот факт, что дом Луцкого — не единственный на Маразлиевской, на чьем фасаде располагается маскарон с веревкой на шее. Аналогичное скульптурное изображение видно на фасадах доходных домов Н. Крыжановского-Аудерского на Маразлиевской, 54 (1900 г., арх. Л. Л. Влодек) и Н. Беликович на Маразлиевской, 5 (1902 г., арх Д. Е. Мазиров). Причём на фасаде последнего — их два. Не менее интересен ещё один факт: на других улицах Одессы подобные маскароны не встречаются.

Угловая часть дома

Вид снизу вверх Окна четвёртого этажа и маскарон Окна четвёртого этажа и маскарон

Маскарон

Оформление окон четвёртого этажа, общая композиция Оформление окон четвёртого этажа, фрагмент Оформление окон четвёртого этажа, фрагмент
Левосторонний пилон Правосторонний пилон Остатки постамента для одной из скульптур орлов

Арка проезда во двор внутри оформлена очень просто и имеет плоские своды.

Арка проезда во двор

Внутренний вид Внутренний вид Окно жилого помещения в арке

Сохранились кованые ворота эклектического рисунка, украшенные изображениями листьев и змей.

Ворота

Общий вид из арки Правосторонняя створка Правосторонняя створка, фрагмент Левосторонняя створка Нижняя часть левосторонней створки Листок Листок Завиток с цветком Завиток со змеей Венчающий элемент в виде шишки

В арке друг напротив друга расположены входы в подъезд крыла по переулку Нахимова и жилое помещение первого этажа. Одна из его комнат когда-то освещалась небольшим круглым окном, выходящим в арку, ныне заколоченным и не эксплуатируемым.

Дверь жилого помещения в арке

Общий вид Верхняя часть створки Нижняя часть створки Фрагмент нижней части створки Резная деталь Кованая решётка Фрагмент кованой решётки

Дворовые фасады выполнены с применением декоративных форм кирпичного стиля, а ограждения балконов имеют эклектический рисунок, копирующий рисунок ограждений балконов во дворе соседнего дома Озмидова (№ 4). На этом сходство не заканчиваются.

Дворовые фасады

Дворовой фасад крыла по Маразлиевской Внутридворовые крылья, вид от крыла по Маразлиевской Внутридворовое крыло, большой ризалит Внутридворовое крыло, малый ризалит

Отделка простенков у окон

Окно третьего этажа Световое окно площадки второго этажа в подъезде по Маразлиевской (не эксплуатируется по прямому назначению)

Ограждения балконов

Общая композиция Общая композиция Деталь Ограждение четвёртого этажа

Углы крыла по Маразлиевской, при сопряжении с перпендикулярными ему крыльями, отмечены эффектными ризалитами, имеющими в плане четверть круга. Аналогичный ризалит применён и архитектором Ю. Дмитренко в вышеупомянутом соседнем доме.

Угловой ризалит

Оригинальные оконные переплёты

Окно подъезда по Маразлиевской Окно подъезда по Маразлиевской Окно подъезда по Маразлиевской Окно подъезда в арке Окно подъезда в арке, фрагмент Окно подъезда в арке

Несмотря на внушительные габариты, дом Луцкого имеет только два подъезда и один черный ход, в который можно попасть со двора. Отделка фасадов находит логическое продолжение в интерьере подъезда по Маразлиевской. В стиле модерн выполнены даже обрамления бетоно-мозаичных площадок (!). Самая интересная из них располагается у подножия лестницы, в шлюзе, и нигде более по рисунку не повторяется.

Подъезд по Маразлиевской, бетоно-мозаики

Бетоно-мозаичная площадка у подножия лестницы в шлюзе Бетоно-мозаичная площадка второго этажа Бетоно-мозаичная площадка второго этажа, фрагмент

Слева сохранилась ныне не функционирующая дверь технических помещений, покрытая тонкой и изысканной резьбой. Над ней расположен небольшой сандрик с замковым камнем и завитками по краям, поддерживаемый кронштейнами. Напротив него, с целью соблюдения симметрии шлюза, находится такой же сандрик, однако никаких проёмов под ним нет. Стены шлюза отделаны лепными рамками в лучших традициях декоративного модерна и дополнены маскаронами. Проём между шлюзом и лестничной клеткой оформлен причудливым сплетением узких декоративных полос.

Подъезд по Маразлиевской, шлюз

Общий вид

Подъезд по Маразлиевской, дверь технических помещений

Общий вид Декор в верхней части створки Нижняя часть створки Фрагмент нижней части створки Фрагмент нижней части створки Фрагмент нижней части створки

Сандрик над дверью

Подъезд по Маразлиевской, декоративное оформление шлюза

Своды Своды и арка, ведущая на лестничную клетку Отделка шлюза над входной дверью Деталь отделки
Отделка стены шлюза Отделка оси расположения маскарона
Маскарон Маскарон
Своды проема арки Отделка арки Отделка арки, деталь

Здесь модерн в камне заканчивается и начинается модерн в дереве. Лестничная клетка имеет мраморные ступени и бетоно-мозаичные площадки. Перила — эклектические, распространенного образца. Стены покрывают классические рамки, встречающиеся в некотором количестве зданий периода поздней эклектики. Модерновыми здесь остаются лишь великолепные резные двери и оконные рамы, а также обрамления бетоно-мозаичных площадок.

Подъезд по Маразлиевской, лестничная клетка

Площадка второго этажа, общий вид Площадка между вторым и третьим этажами Площадка между третьим и четвёртым этажами Площадка четвёртого этажа

Подъезд по Маразлиевской, двери

Общий вид Деталь навершия Деталь навершия Деталь средней части створки Нижняя часть створки Деталь нижней части створки Ручка

Подъезд по Маразлиевской, окна

Окно между вторым и третьим этажами Окно между вторым и третьим этажами Окно между третьим и четвёртым этажами Окно между третьим и четвёртым этажами

Подъезд по Маразлиевской, перила

Входной пролёт Входной пролёт Лестничная секция Лестничная секция Общий вид пролётов Горизонтальный вариант Крепление Крепление

Подъезд по Маразлиевской, фриз лестничной клетки

Фрагмент фриза Фрагмент фриза

Некоторые из квартир ещё несут в своём оформлении отголоски былого великолепия. На четвёртом этаже, например, сохранены ниша со статуей античного стиля и, поддерживающие балки перекрытий, спаренные кронштейны со вписанными в них небольшими маскаронами.

Подъезд по Маразлиевской, помещение одной из квартир

Общий вид прихожей Ниша со статуей Кронштейны с маскаронами

Клеймованный кирпич в кладке перекрытий. Источник

Аналогичные кронштейны-маскароны расположены в подъезде крыла по переулку Нахимова и держат балку проёма между тамбуром и лестничной клеткой. Потолок тамбура украшен лепной падогой и розеткой, перила лестничной клетки аналогичны перилам подъезда по Маразлиевской.

Подъезд крыла по переулку Нахимова, тамбур

Кронштейны под балкой Кронштейны под балкой Розетка Падуга

Подъезд крыла по переулку Нахимова, перила

Общий вид двух верхних пролётов Секция Секция Деталь Торцовая секция Вид с площадки второго этажа Горизонтальный вариант Горизонтальный вариант

Двери простые, эклектического образца.

Подъезд крыла по переулку Нахимова, двери

Общий вид Резная деталь Резная деталь Ручка Квартирный номерок

Единственным модерновым элементом лестничной клетки остаются оконные рамы, причем исполнение их отличается от оконных рам первого подъезда.

Подъезд крыла по переулку Нахимова, окна

Окно верхней междуэтажной площадки Фрагмент переплёта окна между вторым и третьим этажами Ручка-защёлка

Падуга под перекрытием лестничной клетки

Сама же лестничная клетка здесь намного теснее и освещается хуже (что говорит о расположении в крыле по переулку Нахимова более простых квартир, чем те, куда можно было попасть с Маразлиевской). В этом же подъезде, на площадках квартир, сохранились большие ниши, по всей вероятности предназначавшиеся для напольных ваз или статуй.

Ниша

Вход на лестницу черного хода расположен в углу двора, на стыке внутридворовых крыльев. Лестница выполнена из бетоно-мозаики и имеет очень бюджетные перила без каких либо декоративных изысков.

Лестница черного хода

Доходный дом Луцкого можно назвать одним из ключевых в творчестве архитектора М. И. Линецкого. Многие элементы его убранства были впоследствии применены им и в других зданиях. Например, кронштейны с маскаронами, аналогичные описанным, украшают лестничный шлюз дома на Нежинской, 66, а египетские стилизации нашли своё продолжение в доме на Маразлиевской 14-а. Несмотря, однако, на подобное самоцитирование в проектах, Линецкий умел добиваться неповторимости каждого из построенных им домов. И несмотря на большое количество аналогий и параллелей с другими зданиями (не только авторства Линецкого), доходный дом Луцкого, утративший часть декоративного убранства фасадов и изрядно обветшавший, остаётся, тем не менее, одним из наиболее значимых образцов раннего орнаментального модерна в Одессе.

Наиболее значимая глава в истории дома ныне запечатлена на мемориальной доске на угловой части фасада здания:

«У цьому будинку, в 1910-1911 р. р., жив росiйський письменник Олександр Iванович Купрiн.»

А. И. Куприн

Портретный барельеф Мемориальная доска Мемориальная доска

Здесь же установлен портретный барельеф писателя. Его дочь, К. А. Куприна в очерке «Куприн — мой отец», пишет:

«Мой отец объездил почти всю Среднюю Россию, любил многие её города, уезды, пейзажи, но особое место в его сердце занимала Одесса... В конце августа 1909 года мы переезжаем в Одессу, где вскоре снимаем квартиру с видом на море».

В эти годы А. И. Куприн написал несколько замечательных повестей и рассказов, которые тем или иным образом отражали жизнь в Одессе. Это «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Листригоны», «Леночка» и некоторые другие. О самом городе Куприн впоследствии писал:

«...везде искал жизнь, чем она пахнет. Среди грузчиков в одесском порту, воров, фокусников и уличных музыкантов встречались люди с самыми неожиданными биографиями — фантазёры и мечтатели с широкой и нежной душой».

Можно сказать, что Куприн самозабвенно жил одесской жизнью. С рыбаками выходил в море ловить скумбрию и камбалу, одевшись в водолазный костюм опускался под воду в районе Хлебной гавани, поддавшись магии цирка, участвовал во французской борьбе. С территории нынешнего ипподрома совершил полёт на воздушном шаре, а позднее с пилотом Иваном Заикиным — на самолёте. Полёт этот закончился аварией, но Куприн и Заикин отделались, к счастью, только ушибами. В Одессе писатель близко сошёлся с И. Поддубным, С. Уточкиным, художником Нилусом... В Одессе он начал вторую часть повести «Яма»...

Дом Луцкого связан и с другим выдающимся именем. В 1925-36 гг. в этом доме жил учёный в области гидравлики проф. В. Н. Пинеги. Его именем впоследствии назван корабль.

Использованная литература и архивы

  • «Зодчие Одессы». В. Пилявский
  • «Архитектура Одессы. Стиль и время». В. Пилявский
  • «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие». В. Пилявский
  • Статья о доме в блоге Antique
  • Статья о Маразлиевской на сайте об Одессе
  • Справочники по домовладельцам «Вся Одесса» за 1903-й год.
  • Справочник «Вся торгово-промышленная Одесса» за 1914-й год.
  • «Вдоль по Маразлиевской…». Публикация Татьяны Заярной
  • Старые фотографии с сайта Одесская фотогалерея. Архив пользователя brassl

Авторы

At the corner of Marazlievskaya Street and Nakhimova Lane a real masterpiece of early, as period concerns, and mature in Art Nouveau content rises. It was created by one of the best Art Nouveau architects of Odessa — Moisei Isakovich Linetskiy in co-authorship with Samuel Savelyevich Galperson. The apartment house of Lutskiy was not the only result of their cooperation, but became the peak.

Type of building: apartment house
Style: ornamental Art Nouveau
Architects: М. I. Linetskiy, S. S. Galperson
Date of construction: 1902-1903
Status: local architectural and historical monument

Facades

General view of the corner Facade on Marazlievskaya Street Facade in Nakhimova Lane

At the beginning of XX century a site on Marazlievskaya Street was not cheap, therefore the street was built up only by the wealthiest people. The vicinity of each of the newly constructed buildings on Marazlievskaya Street with exquisite neighboring mansions and apartment houses dictated somehow the scope and aesthetic level of a new building.

https://maps.google.com/maps/ms?msa=0&msid=218301489096028915799.0004ce14a06ea23d7b14c&&t=h&ll=46.483358,30.750203&spn=0,0&output=embed

In 1902-1903 on the site number 2 a real masterpiece of ornamental Art Nouveau, fashionable and expensive in design style in those days, raised. In the year of its construction beginning a new style just took first steps. The early Art Nouveau houses are dated to the same period. It is interesting that the house of Wolf on the corner of Kuznechnaya Street and Uspenskaya Street, built by architects V. Dombrovskisy and Y. M. Ponomarenko, is very similar to the house of Lutskoy in silhouette lines, proportions, shapes and style of decoration, as if the two houses were built by the same architect. There is no doubt that there was a certain exchange of experience between the architects.

Historical photographs of the house

Photograph from the guide of the beginning of the XX century

Building facade fragments in the photographs of Vladimir Georgievich Nikitenko, the  1970s Building facade fragments in the photographs of Vladimir Georgievich Nikitenko, the  1970s

The author of the project M. I. Linetskiy got a site for development at the corner of Marazlievskaya Street and Nakhimova Lane. According to the reference book «All Odessa» of 1903, the house was built on the site of A. Falz-Fein and P. Mavrokordato. In the register of cultural heritage buildings the house on 2, Marazlievskaya Street was listed as an apartment house of M. D. Lutskiy. Subsequently the building changed owners at least twice. In 1908, the house was purchased by a certain O. von Besser, and, according to the reference book «All Commerce and Industry of Odessa» of 1914, the house was assigned to G. E. Fukelman. Lutskiy was mentioned in the reference book «All Odessa» of 1903 in the section «Architecture», but there were gathered people of different professions related to the design and construction, so to establish details using the reference book is not possible.

According to Tatyana Zayarnaya, the author of «Along the Marazlievskaya ...», «... it was occupied by the» department of Noble and Peasants Bank in the house of Marazli located in Baryatinsky Lane with a facade facing Marazlievskaya Street. Peasant Land Bank later moved to the purpose-built on 34a, Marazlievskaya Street, but Noble Bank had been working in this house until the Revolution«.

Despite the fact that the concerned house was implemented in a „pure“ Art Nouveau, traces of the eclectic architecture are still present, although to a small extent. Those include forms of window openings, stair railings, casings of the ground floor windows, vases (borrowed from the Baroque era, once crowned the attic of the house, and now — lost), carved window frames and courtyard facades finishing. However, the above listed details simply drown in the spectacular Art Nouveau decoration of house facades.

Besides vases, the house has lost some really important details over time. A corner part of the building once was crowned with a massive attic- pedestal, served as the basis for a sculpture of a lying lion. Flanking corner part pylons were exquisitely and richly decorated, ending with large sculptures of eagles. Mascarones of the top floor from Marazlievskaya Street were lost completely, but were preserved from Nakhimov Lane side. Most of the balconies lost stone fences posts, however, forged elements were preserved for the most part. At the corner, on the ground floor there was a trading space and the house had a proper decision of the facade in that place, but now it is closed by an annex or destroyed.

Balconies fencing

Balcony of the third floor of the corner part of the house Balcony of the third floor of the corner part of the house, central section Balcony sections of the second floor of the corner part of the house Balcony in Nakhimov Lane, preserved an original fencing in the main Eclectic fence of the first floor balcony in Nakhimov Lane (probably made ​​earlier and carried from another house)

Lutskiy’s house has a rectangular in plan, elongated along the Nakhimov Lane shape, with a large courtyard and a cut corner at the intersection of the streets. Unlike the house on 54, Kuznechnaya Street the wings converge here at a classic right angle. In general both facades at the building lines of the streets are decorated identically, but there are differences. An entrance to the apartments in the wing on Marazlievskaya Street is directly from the street and properly decorated. The corners of the portal have a slight slope towards the central axis, and over the magnificent original door there is a spectacular cartouche with a monogram. The cartouche is skillfully drawn in details by Art Nouveau plastic lines and added on the top by symmetrical wings. The vertical axis of the portal is accentuated by an open bay window-balcony, flanking by common balconies on the second and third floors.

Entrance to the entrance hall on Marazlievskaya Street

Portal, general view Portal, general view Cartouche over the portal

Entrance door

Transom Transom detail Detail of the lower part of the leaf Fragment of the door leaf before the restoration

Bay window over the portal

A view upward Fence stone section Profile apertures

The walls of the ground floor are processed by belt rustic stone consisting of two broad profiles.

Ground floor finishing

Fragment of the facade wall in Nakhimov Lane Fragment of the facade wall in Nakhimov Lane Cannelures Cannelures Detail of the original window sash

On the first floor the rustic stone is more classic and austere; window openings have rounded top corners and keystones with moulded ornaments of floral motifs.

First floor finishing

Windows and rustic stone Keystone

The second-floor windows are topped by large fasciae, the part of which is supplemented with mascarons.A vertical windows rhythm is emphasized by the pilasters of smooth curved shapes with the ornament of Obrist in the piers. The windows of the top, the third floor, are the most richly ornamented. Over each of them there are mascarones, performed partly in the „Egyptian“ stylistics and depicting faces of various types and ages. As mentioned above, any of them were preserved from Marazlievskaya Street side.

Upper storeys finishing

Facade fragment in Nakhimov Lane Facade fragment on Marazlievskaya Street

Decorative details of the second floor

Fascia with a mascaron Fascia corbel Fascia corbel Windows with a double fascia Double fascia

Decorative details of the second floor

Windows (on Marazlievskaya Street) Moulded crowning detail Under window detail

Mascarons of the third floor

General view of compositional combination of windows and mascarones Mascaron Mascaron

Facade in Nakhimov Lane is more extensive than the facade on Marazlievskaya Street (14 to 9 window axes respectively). Symmetrically in the center (if ignore the extreme axis of the window adjacent to the corner of the building) there is a passage arch into the courtyard, and its axis is singled out by a risalit, gradually tapering upwards. The similar risalit is located from Marazlievskaya Street side (plays exclusively a composite role). Both risalits are decorated with plant crowning elements in niches over the windows of the third floor.

Risalits

Risalit in Nakhimov Lane, over the passage arch Passage arch, located in the risalit Risalit windows of the second(right) and the third floors on Marazlievskaya Street

Crowning details

Upper part of the risalit on Marazlievskaya Street Upper part of the risalit on Marazlievskaya Street Crowning detail on Marazlievskaya Street Crowning detail fragment on Marazlievskaya Street Crowning detail in Nakhimov Lane

It is worth mentioning one more interesting detail of the facade decoration on the third floor — ornamental belt, stretched out on piers over the entire facade, except for the corner part of it.

Ornament on the piers

The corner part of the facade is the most significant, the dominant element of the house that is emphasized by the pylons on each side and a huge mascaron in its central part above the windows of the third floor. The mascaron is interesting not only for its dimensions (probably it is the largest in the city) but for decoration. Twisted in fanciful design a rope around his neck has made Odessa local historians and art critics to puzzle over the meaning of its presence here for decades. An interesting fact is that the house of Lutskiy is not the only on Marazlievskaya Street where there is a mascaron with a rope around his neck on the facade. A similar sculpture image can be seen on the facades of apartment buildings of N. Kryzhanowskiy-Auderskiy on 54, Marazlievskaya Street (1900, architect. L. L. Vlodek) and N. Belikovich on 5, Marazlievskaya Street (1902, architect D. E. Mazirov). And on the facade of the latter there are two ones. No less interesting is another fact: in other streets of Odessa similar mascarones do not occur.

Corner part of the house

A view upward Windows of the third floor and the mascaron Windows of the third floor and the mascaron

Mascaron

Decoration of the third floor windows, general composition Decoration of the third floor windows, a fragment Decoration of the third floor windows, a fragment
Left-side pylon Right-ide pylon Remnants of the pedestal for an eagle sculpture

The passage arch to the courtyard is designed very simply and has flat vaults.

Passage arch to the courtyard

Inner view Inner view Window of a habitable room in the arch

A forged gate of eclectic pattern, adorned by images of leaves and snakes was preserved.

Gate

General view from the arch Right-side leaf Right-side leaf, a fragment Left-side leaf Lower part of the left-side leaf A leaf A leaf Scroll with a flower Scroll with a snake Crowning detail shaped like a cone

In the arch there are opposite to each other entrances to the entrance hall of a wing in Nakhimov Lane and a habitable room of the ground floor. One of its rooms some time was illuminated by a small round window overlooking the arch, now boarded up and not exploited.

Door of the habitable room in the arch

General view Upper part of the leaf Lower part of the leaf A fragment of the leaf lower part Carved detail Forged lattice Forged lattice fragment

Courtyard facades are made with the use of decorative shapes of the brick style and balconies fences are of an eclectic pattern that copies that of balconies fences in the courtyard of the next house of Ozmidov (number 4). The similarities do not end there.

Courtyard facades

Courtyard façade of the wing on Marazlievskaya Street Courtyard wings, a view from the wing on Marazlievskaya Street Courtyard wing, a big risalit Courtyard wing, a small risalit

Finishing of the windows piers

Window of the second floor Light window of the first floor landing in the entrance hall on Marazlievskaya Street (is not used for its intended purpose)

Balconies fencing

General composition General composition Detail Fencing of the third floor

The angles of the wing on Marazlievskaya Street, when coupled with the wings perpendicular to it, are marked out by spectacular risalits having a quarter of a circle in the plan. A similar risalit was applied by the architect Y. Dimitrenko in the above-mentioned next house.

Corner risalit

Original window sashes

Window of the entrance hall on Marazlievskaya Street Window of the entrance hall on Marazlievskaya Street Window of the entrance hall on Marazlievskaya Street Window of the entrance hall in the arch Window of the entrance hall in the arch, a fragment Window of the entrance hall in the arch

Despite the impressive dimensions, the house of Lutskiy has only two entrances and one back door, which can be reached from the courtyard. Facades finishing finds a logical continuation in the interior of the entrance hall on Marazlievskaya Street. ​​Even a framing of concrete mosaic landings is made in Art Nouveau style. (!) The most interesting of them is located at the foot of the stairs, in the lobby, and is reproduced in pattern nowhere.

Entrance hall on Marazlievskaya Street, concrete mosaics

Concrete mosaic landing at the foot of the stairs into the lobby Concrete mosaic landing of the first floor Concrete mosaic landing of the first floor, a fragment

On the left there is a nonfunctional door to the utility room covered by a subtle and refined carving. Over it there is a small fascia with a keystone and scrolls around the edges supported by corbels. Opposite it, in order to keep to the symmetry of the lobby a similar fascia is located, but there are no apertures under it. The walls of the lobby are finished with moulded frames in the best traditions of decorative Art Nouveau, supplemented by mascarons. The gap between the lobby and the staircase is decorated by a fanciful twist of narrow decorative bands.

Entrance hall on Marazlievskaya Street, the lobby

General view

Entrance hall on Marazlievskaya Street, the utility room door

General view Decoration in the upper part of the leaf Lower part of the leaf A fragment of the lower part of the leaf A fragment of the lower part of the leaf A fragment of the lower part of the leaf

Fascia over the door

Entrance hall on Marazlievskaya Street, decoration of the lobby

Vaults Vaults and the arch, leading to the staircase Finishing of the lobby over the entrance door Finishing detail
Finishing of the lobby door Finishing of the mascaron axis
Mascaron Mascaron
Vaults of the arch aperture Finishing of the arch Finishing of the arch, detail

Here Art Nouveau in stone ends and begins in wood. A staircase has marble steps and concrete mosaic landings. Railings of widespread sample are eclectic. The walls are covered with classic frames, found in a number of buildings of the late eclecticism. Only magnificent carved doors, window frames and framing of concrete mosaic landings are in Art Nouveau style here.

Entrance hall on Marazlievskaya Street, the staircase

Landing of the first floor Landing between the first and the second floors Landing between the second and the third floors Landing of the third floor

Entrance hall on Marazlievskaya Street, the doors

General view Top detail Top detail A detail of the middle part of the leaf Lower part of the leaf A detail of the lower part of the leaf Handle

Entrance hall on Marazlievskaya Street, the windows

Window between the first and the second floors Window between the first and the second floors Window between the second and the third floors Window between the second and the third floors

Entrance hall on Marazlievskaya Street, the handrails

Entrance flight of stairs Entrance flight of stairs Stair banister Stair banister General view of flights of stairs Horizontal variant Fastener Fastener

Entrance hall on Marazlievskaya Street, a frieze of the staircase

Frieze fragment Frieze fragment

Some of the apartments still carry traces of former magnificence in its design. On the third floor, for example, a niche with a statue of the ancient style and paired corbels with small mascarons supporting joists were preserved.

Entrance hall on Marazlievskaya Street, one of the apartments

General view of the vestibule Niche with a statue Corbels with mascarons

Similar corbels-mascarones are located in the entrance hall of the wing in Nakhimov Lane and keep the aperture beam between the lobby and the staircase. The lobby ceiling is decorated with moulded coving and rosette; handrails are similar to the rails in the entrance hall on Marazlievskaya Street.

Entrance hall of the wing in Nakhimov Lane, the lobby

Corbels over the beam Corbels over the beam Rosette Coving

Entrance hall in Nakhimov Lane

General view of two upper flights of stairs Stair banister Stair banister Detail Front banister A view from the landing of the first floor Horizontal variant Horizontal variant

The doors of eclectic style are plain.

Entrance hall of the wing in Nakhimov Lane

General view Carved detail Carved detail Handle Door plate

Window frames remain the only element of Art Nouveau style of the staircase, and their performance is different from the window frames of the first entrance hall.

Entrance hall of the wing in Nakhimov Lane, the doors

Window of the top landing between the floors A fragment of the window sash between the first and the second floors Handle-catch

Coving under the lap of the staircase

The staircase here is more cramped and less illuminated (indicating the location of simpler flats in the wing in Nakhimov Lane than the ones on Marazlievskaya Street). In the same entrance hall, on the landings, niches probably intended for floor vases or statues were preserved.

Niche

Entrance to the stairs of the back entrance is located at the corner of the courtyard, at the junction of courtyard wings. The stairs are made ​​of concrete mosaic and have inexpensive handrails without any decorative frills.

Stairs of the back entrance

The apartment house of Lutskiy can be called one of the key works of the architect M. I. Linetskiy. Many elements of its design were subsequently used in other buildings. For example corbels with mascarons similar to those described, decorate the stair lobby of the house on 66, Nezhinskaya Street and Egyptian stylizations were continued in the house on 14a, Marazlievskaya Street. Despite, however, such self-citations in projects, Linetskiy was able to achieve uniqueness in each of built houses. And despite the large number of similarities and parallels with other buildings (not just Linetskiy authorship), Lutskiy’s apartment house lost part of the facades decoration and badly decayed is, however, one of the most significant examples of early Art Nouveau ornamentation in Odessa.

The most significant chapter in the history of the house is now imprinted on a memorial plaque on the corner part of the building facade:

„In this house, in 1910-1911, a Russian writer Aleksandr Ivanovich Kuprin lived“.

A. I. Kuprin

Portrait bas-relief Memorial plaque Memorial plaque

Here it is also set a portrait bas-relief of the writer. His daughter, K. A. Kuprina in the essay „Kuprin — my father“, writes:

„My father traveled almost all of Middle Russia, liked many of its cities, districts, landscapes, but a special place in his heart occupied Odessa ... At the end of August 1909 we moved to Odessa, where soon rented an apartment with a view of the sea.“

In those years A. I. Kuprin wrote some great novels and short stories that in some way reflected life in Odessa. These are „Gambrinus“, „Garnet Bracelet“, „Listrigony“, „Lenochka“ and some others. About the city Kuprin later wrote:

„... looked everywhere for life smells. Among dockers in Odessa port, thieves, magicians and street musicians there were people with unexpected biographies — visionaries and dreamers with a wide and tender soul.“

It can be said that Kuprin self-forgetfully lived a life of Odessa. With the fishermen he went to sea to catch mackerel and plaice, dressed in a diving suit sank into the water near Hlebnaya harbor, yielding to the magic of the circus, participated in the French wrestling. From the territory of the present racecourse flew in a balloon, and later with the pilot Ivan Zaikin — by plane. This flight ended in crash, but Kuprin and  Zaikin got off, fortunately, only with injuries. In Odessa, the writer became close friends with I. Poddubny, S. Utochkin, an artist Nilus ... In Odessa, he began the second part of the story „The Pit“ ...

The house of Lutskiy is connected with another outstanding name. In 1925-36 in this house a scientist in the field of hydraulics prof. V. N. Pinega lived. Later a ship was called by his name.

 

 

References and Archives

Authors